В Новосибирске открылся музей погребальной культуры
15.05.2012
|
|
В середине мая в Новосибирске состоялось открытие уникального музея — Мировая погребальная культура. Хронологический период времени, охваченный музеем, очерчен от 19 до начала первого десятилетия 20 века. Именно эта эпоха отмечена гуманизмом и эстетством мемориальной культуры. В коллекцию необыкновенного музея вошли многие тысячи разнообразных экспонатов, включая, например, модели траурных платьев, катафалки, старинные гравюры соответствующей тематики, полотна старинной и современной живописи и скульптуры и тому подобное.
Музей отличается высоким уровнем визуализации, что является для музейной практики России достаточно редким явлением. Немало аспектов погребальной культуры представлено в музее сюжетными инсталляциями-диорамами. Буквально все сюжеты воспроизведены в детальных интерьерах с реалистичными манекенами, которые облачены в одежду тех времен. Например, сюжет опознания в прозекторской, сюжет приема заказа в старинной погребальной конторе, сюжет пошива траурного платья, сюжет прощания родных с одним из умерших детей и прочее.
Помимо традиционных и знакомых сцен, представлен ряд удивительных для современных людей объектов. Например, фотоателье, совершающее съемку покойника в «живом» образе вместе со своими родственниками. Данный обычай, который возник в Англии, был воспринят некоторыми странами Европы и США. Просуществовал он до конца 20 годов прошлого века. В экспозиции музея представлены наиболее знаменитые и выразительные такие портреты.
Концепция музейной экспозиции — это не любование смертью и не вызывание к ней дополнительного интереса. Музей — это культура памяти. Ведь, многочисленные экспонаты тактично и весьма подробно рассказывают о формах почтения и памятования предков. Музей мировой погребальной культуры Новосибирска стал полноправным членом международной ассоциации музеев смерти. Он включен в специальную программу по сохранности наследия похоронной культуры при ЮНЕСКО.
Базовой целью нового музея является нормализация и стабилизация мемориальной культуры русского общества. Ведь, после революции 1917 года мемориальная российская практика была практически полностью выбита из мирового контекста. Тема смерти стала определенной ловушкой, где советская культура застряла, словно в силках, не найдя четких форм и слов. А немое, непонятное и незваное всегда пугает. Новый музей в Новосибирске возвращает мемориальную практику к человечным формам и личностным.